Распятие из Падуи и Римини

Среди работ, приписываемых Джотто, числятся три больших Распятия, они представляют собой вырезанные в форме креста деревянные панели с образом распятого Христа. Одно из этих Распятий находится в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, датируемое приблизительно 1290-1291 годами.

Второе - Распятие, выполненное для капеллы Скровеньи, и хранится сейчас в городском музее в Падуе. Из двух Распятий, падуанское, несомненно изначально было более роскошно украшено, но в целом они практически идентины в изображении распятого Христа.

Третье распятие можно увидеть в храме Малатестиано в Римини. Свидетельством пребывания Джотто в Римини является ранний расцвет риминийской школы, вдохновленный джоттовским примером, а материальное доказательство - Распятие из Темпио Малатестиано (церковь Сан Франческо в Римини). Распятие сохранилось в целом лучше, чем Распятие из Санта Мария Новелла, но обрезанными боковыми досками, помещавшимися по краям рукавов креста (одна из них, с благословляющим Богом-Отцом, обнаружена в частной английской коллекции).

Риминийское и падуанское Распятия являются более зрелым произведением Джотто, но еще с достаточно ощутимыми отличиями в пластике и с физиогномическими особенностями, сближающими их с более архаическими картинами, такими как Стигматизация Святого Франциска из Лувра.

Распятие, городской музей, Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru Распятие Темпио Малатестиано, Римини. Джотто / www.art-giotto.ru

По поводу авторства еще нескольких, меньших по размеру, Распятий, выставленных в музеях Берлина, Мюнхена и Страсбурга, ведутся споры. Часть исследователей считает, что создал их Джотто, другие утверждают, что они написаны учениками Джотто, убедительных доказательств ни одного из предположений на сегодня нет.