Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

Фрески Ораторио ди Сан Джорджо, Падуя. Альтикьеро (1379-1384)

Ученики и последователи Джотто

Поклонение волхвов. Альтикьеро / www.art-giotto.ru

Ораторио ди Сан Джорджо (Св. Григория) была пристроена южному трансепту базилики Святого Антония по заказу Раймондино Лупи ди Соранья, брата Бонифация, в 1377-1378 гг. в качестве фамильной усыпальницы. В 1377 г. он получил разрешениена постройку, а в 1379 г. он был погребен в этой капелле.

Роспись бочарного свода капеллы была выполнена в 1379-1384 гг. мастером веронского происхождения Альтикьеро (ок. 1320-1385) и его мастерской. Некоторое время над декорированием стен с Альтикеро работал Аванцо, падуанский художник, ранее расписавший фресками капеллу Св. Фелиции в правом трансепте базилики Св. Антония.

Архитектурное членение внутреннего пространства капеллы полностью отсутствует, как и в капелле Дель Арена, служившей для нее образцом. Расположение фресок также следует джоттовскому. Однако почти 80-летнее художественное развитие, отделяющее друг от друга эти фресковые циклы, довольно сильно бросается в глаза. Первый представляет начало треченто, а второй - его вершину. Картины Альтикьеро больше не только по размеру, большим по масштабу является все их внутреннее убранство, в них больше воздуха, как того требовали проторенессансные тенденции поздней готики. Если капеллу Дель Арена освещает шесть окон с южной стороны, то в Ораторио ди Сан Джорджо эти шесть окон симметрично распределены по три на двух продольных стенах. Больше здесь и пространство между окнами. Фрески расположены не в три, а только в два яруса. Вместо 38 картин, как у Джотто, эту капеллу украшает 21 композиция. В центре росписи расположен вотивный портрет семьи донатора, его окружают изображения святых, покровителей семьи: Св. Георгия, Св. Катерины и Св. Лючии. На западной, портальной, стене написаны пять сцен из детства Христа, а на противоположной, алтарной, - «Распятие» и «Коронование Марии». Фрески расположены здесь по-джоттовски, как гобелены, в противовес глубокой пространственной иллюзии картин капеллы Св. Иакова. Однако и в Ораторио ди Сан Джорджо большую роль играет пространственная конструкция фресок, реалистичная архитектура и пейзаж.

Задрапированные тяжелыми складками пластичные фигуры Альтикьеро - наследие Джотто, но если Джотто писал типы, то здесь все действующие лица индивидуальны. В этом сказывается влияние Томмазо да Модена, но его реализм Альтикьеро развил дальше, доведя изображение личности до портретного сходства. Убедительнее всего это проявляется во фресковом цикле в Ораторио ди Сан Джорджо (капелле Св. Георгия).

Альтикьеро ведет свое повествование, разворачивающееся действие в пределах определенного пространства и времени. Однако у него нет драматической напряженности или трагедийности: обо всем говорится с отрешенностью и объективностью историка, видящего и отмечающего все подробности, но понимающего и принимающего все как должное. Он доходит до того, что с любопытством вглядывается в лица своих персонажей, замечает, что свет, идущий откуда-то сзади, освещает зубчатые стены, скользит по наклонным плоскостям горных склонов, по-разному отражается от платьев в зависимости от их цвета. От нравственного историзма Джотто берет начало натурализм художника, выступающего как бы очевидцем случившегося, но не копирующего увиденный им факт, а претворяющего в своем произведении учение о единстве и множественности, о многообразии и сложности проявления сущности мира. Художник как бы стремится не нарушить, а, наоборот, показать единство и преемственность в развитии действительности. Именно это открытие индивидуального своеобразия факта в рамках твердо установленных догматических принципов делает Альтикьеро крупнейшим истолкователем наследия Джотто в Северной Италии, провозвестником венецианской художественной культуры, гением, интуитивно чувствующим глубокую связь между природой и историей. Альтикьеро, несомненно, крупнейший художник треченто, творивший непосредственно после великих мастеров первой половины века.

Величие этой личности не померкнет и в том случае, если с большей уверенностью будет установлен факт тесного сотрудничества с ним Аванцо, подпись которого якобы стояла рядом с подписью Альтикьеро и которому, по-видимому, принадлежат наиболее реалистические детали. В самом деле, главное заключается не в так называемом «реализме» падуанских росписей, а в расширительном толковании принципов джоттовской живописи вплоть до раскрытия в них бесконечных возможностей художественного осмысления действительности.

- Усекновении главы Св. Георгия

- Св. Лючия на смертном одре


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru