Джотто ди Бондоне Джотто

Признание заслуг Джотто

Со времени выхода в свет «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550, 2-е издание - 1568) Джотто рассматривали как первую крупную фигуру в искусстве Нового времени. Начиная со второй половины XIX в. работы Джотто окружают особым почитанием. Величие творчества Джотто признавали уже его современники. Данте еще при жизни Джотто, в 1314-1321 гг., писал в «Божественной комедии»:

«Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена».
(«Чистилище», XI, 94-96; перевод М. Лозинского).

Флорентийцы гордились им. Люди интересовались его жизнью, рассказывали анекдотические истории о его остроумии и необыкновенных способностях. Ничего подобного раньше не случалось. Конечно, были мастера с хорошей репутацией, которые пользовались всеобщим уважением, работали по рекомендациям во многих монастырях. Но никто не считал нужным сохранить их имена для потомства. Да и сами художники не стремились ни к славе, ни к признанию, зачастую они даже не подписывали своих работ. Так что и в этом отношении флорентийский живописец Джотто открыл новую главу в истории искусства. Начиная с его творчества, история искусства, сначала в Италии, а затем и в других странах, становится историей великих художников.

Гуманистическое мировосприятие, свойственное Джотто, стало идейной основой искусства Флорентийской школы Раннего Возрождения. Джотто фактически стал родоначальником Флорентийской школы живописи, его творчество вывело Флоренцию в авангард искусства Проторенессанса. Он писал много и в разных городах Италии, оставляя повсюду учеников и возбуждая художественную деятельность. Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современники, оно привлекало к себе большое внимание и в последующие века.

Искусство Джотто во Флоренции было еще более новым, чем в Риме и в Ассизи. Здесь во второй половине XIII в. единственным средством выражения плоскостных видов искусства был византийский стиль, «maniera greca». Достаточно вспомнить мозаичное украшение купола Баптистерия: картину «Страшный суд» работы Коппо ди Марковальдо и Мельоре ди Якопо, а также цикл ветхозаветных сцен и сцены из жизни Иисуса и Иоанна Крестителя, в выполнении которых участвовал Чимабуэ. Эти мозаики были первыми значительными художественными впечатлениями юного Джотто. Новый мир Джотто можно ощутить еще более непосредственно, если войти в капеллу Барди базилики Санта Кроче и сначала взглянуть на алтарную картину XIII века, представляющую Св. Франциска и его житие, а затем обратиться к фрескам Джотто. Если мы продолжим это исследование сопоставлением распятий, написанных Коппо, Чимабуэ и Джотто, или изображений Мадонны на троне, выполненных этими художниками, то поймем, что возвышенные похвалы, расточаемые Джотто со времен Данте до наших дней, нисколько не преувеличены.

Джотто оказал колоссальное влияние на развитие итальянской живописи XIV века, на формирование ее ведущих школ. Творчество Джотто оказало сильное влияние на современников не только к югу от Тосканы, но и к северу от нее, в Ломбардии, на художников Римини, Болоньи, Венеции. Как принято считать, Джотто в пожилом возрасте, в 1335 г., по приглашению Аццоне Висконти прибыл вместе со своими учениками в Милан.

Если пластика треченто представляет до известной степени периферию европейской скульптуры XIV века, то итальянскую живопись можно отнести к самым выдающимся явлениям в истории западноевропейского искусства этого времени.

Решающее воздействие на ее формирование оказали завоевания предшествующего периода и прежде всего — искусство Джотто. Все крупнейшие художественные школы XIV века, за исключением связанной с византийскими традициями венецианской, в той или иной мере усваивают принципы, разработанные Джотто и его современниками. Более того — речь идет о дальнейшем развитии этих принципов, чему немало способствовало появление новой тематики, более широкое и прямое обращение к реальной жизни, воспринятой сквозь призму гражданских идеалов, морализирующих и религиозно-дидактических понятий. Отсюда более пристальное внимание к конкретному облику действительности, ее характерным деталям. Отсюда и появление тезиса «подражание природе», осуществляющегося еще эмпирически, так как появление натурной штудии относится к самому концу века. Это «подражание природе» оставалось недифференцированным, представление о структуре и пропорциях форм, в особенности о строении человеческого тела, было еще приблизительным, что открывало простор для стилизации, использования повторяемых приемов и мотивов. В то же время стремление к конкретизации повышает роль подготовительного рисунка в творческом процессе. О высокой культуре рисунка свидетельствуют так называемые «синопии», в большом количестве обнаруженные в наши дни при реставрационных работах — монументальные рисунки красной краской (rosso sinopia), сделанные при росписях стен на первом слое штукатурки и по мере написания фрески закрывавшиеся по частям вторым, влажным слоем, на который наносились краски.

Один из первых его биографов, Филиппо Виллани, написал около 1400 г.:

«Джотто, которого по блеску славы можно сравнить с древними художниками, а по таланту и исполнению следует поставить выше их, в полнейшей мере вернул живописи ее прежнее достоинство и название».

Художественные завоевания Джотто стали осознанными правилами творческой практики художников в начале XV в. в нем видят предтечу великих мастеров Возрождения. Микеланджело с большим подъемом копировал картины капеллы Перуцци. Восхищение почитателей отражает биография Джотто, написанная Джорджо Вазари, и, начиная с этого времени, Джотто на протяжении веков считают самым значительным из мастеров треченто.