Встреча Марии и Елизаветы

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Марии

Встреча Марии и Елизаветы. Цикл фресок история Марии капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru

На алтарной арке, под изображением Благовещения расположены справа — Встреча Марии с Елизаветой и слева — Тридцать сребреников. Оба эти момента также выведены из временного ряда. Очевидно, эти сцены должны были заключать в себе иносказательный смысл: первое предвестие грядущей смерти Христа и первое предвестие его рождения. При этом последовательность их — сначала весть о смерти, а затем весть о жизни — также заключали в себе аллегорию смерти и последующего возвращения к жизни, то есть воскресения.

Отведенное для сцены пространство сильно стеснено, и это делает фигуры более рельефными, потому что их пропорции должны сохраняться идентичными пропорциям фигур в других сценах.

«Во «Встрече Марии и Елизаветы» Мария сохраняет спокойную величавость и строго поставлена в профиль; Елизавета с ее старческим, морщинистым лицом склоняется и стремится заглянуть ей в глаза; Мария величественна и сдержанна, Елизавета более растрогана, и этот контраст составляет основу композиции»

М. Алпатов.

Новаторство Джотто проявилось в попытках отразить душевное состояние героев его произведений. Чувства героинь он передает посредством жестов. Именно они являются здесь ярким выражением характера и темперамента персонажей.

Об этой фреске говорят, что все изображенные на ней женщины беременные.

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

и милость Его в роды родов к боящимся Его;

явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой»

Евангелие от Луки 1:39-56.

Поскольку именно на правой части алтарной арки помещена сцена встречи Марии с Елизаветой, добродетели также расположены на правой стене, к тому же этот фриз примыкает к изображению праведников в сцене страшного суда на западной стене.