Стигматизация Святого Франциска, пределла, Лувр (1300)

«Наконец, завершив названного Св. Франциска, он возвратился во Флоренцию, где с необыкновенной тщательностью написал на доске для отправления в Пизу Св. Франциска на страшной скале Верниа. Не говоря о пейзаже со многими деревьями и скалами, что было по тем временам новостью, в живой позе св. Франциска, принимающего стоя на коленях стигматы, видны и пылкое стремление принять их, и бесконечная любовь к Иисусу Христу, дарующему их ему, паря в воздухе в окружении серафимов, и все это столь живо и выразительно, что лучшего и вообразить невозможно. Внизу на той же доске находятся три прекраснейших истории из жития того же святого. Доска эта, находящаяся ныне в Сан Франческо в Пизе на одном из столбов возле главного алтаря, весьма почитавшаяся в память о таком муже»

Вазари.

Стигматизация Святого Франциска. Джотто / www.art-giotto.ru Печать единства замысла и последовательность видения - это черты, которыми не обладает творчество никакого другого художника, кроме Джотто. «Стигматизация Святого Франциска» из Лувра - это произведение, в котором прослеживается связь с фресками Ассизи. Оно подписано Джотто и датируется 1300 г. - временем окончания фресок в Верхней церкви Сан-Франческо. Первоначально эта картина предназначалась в качестве алтарного образа для церкви Сан Франческо в Пизе, сейчас она в сильно реставрированном виде находится в Лувре.

Роспись алтаря изображает сцену «Стигматизация Св. Франциска», под которой три картины пределлы представляют три сцены из его жития. В главной сцене и трех небольших эпизодов пределлы - Сон Иннокентия III, Утверждение устава францисканского ордена и Проповедь птицам - ощущается рука и мысль автора ассизских фресок, что подтверждается и иконографическим сходством, и стилистической близостью. Пределла отличается некоторой готической утонченностью, возможно, под влиянием последних работ Дуччо, которой подражали некоторых флорентийских художников, в том числе Мастера Святой Цецилии, как называют неизвестного автора последних фресок ассизского цикла.

Как подлинное произведение Джотто пределла, наряду с остатками мозаики Навичелла, составляет доказательство авторства Джотто в росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи.