Джотто ди Бондоне Джотто

12 сцена: Экстаз Святого Франциска

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)

Сцены из жизни Святого Франциска (1297-1300)

«... несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружен ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нем желание подражать образу жизни малых братьев»

Бонавентура.

Экстаз Святого Франциска. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru Как и предыдущая сцена, Экстаз Святого Франциска является сложной многофигурной композицией. Между небесным видением и группой изумленных монахов расположен Святой Франциск. Он поднимается в облаке, воспаряя над землей, но сам, охваченный молитвенным порывом, кажется, даже не замечает этого.

Многие, в том числе и братья хотели постигнуть тайну внутренней силы Святого Франциска. Тот, кто был свидетелем его тайных ночных молитв, был безмерно изумлен. Кто говорил, что он видел, как учитель воспарил в небо; кто — что он был в огненной колеснице, или в сияющем облаке; кто слышал беседу с ангелами и святыми, как тот юный братец; юный инок видел в чудесном свете Иисуса Христа, Пресвятую Деву, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова в окружении ангелов, беседующих с Франциском, были и более решительные, как ассизский епископ, который осмелился просунуть голову в дверь кельи, в которой молился святой, но был отброшен назад и окаменел.

Бывало, молитвенный экстаз заставал его во время работы, и он как бы терял чувство реальности, не замечая ничего вокруг. Так было, когда он проходил через Борго Сан Сеполкро, и не заметил праздничной шумной толпы, окружившей его со всех сторон. Глаза его видели ангелов небесных, как наши видят собеседников, и пребывая в экстазе, он просто переходил в другое общество, другую реальность

Он жил в постоянном молении, словно сам был молитвой, и хотя старался скрывать свои беседы с Богом, чтобы прислушаться к тому, что говорят другие, глаза его выдавали желание погрузиться в себя, и он обрывал несущественные разговоры, закрывая лицо рукой, словно пытался отогнать нахлынувшую рассеянность. Когда же он молился на людях, он не делал ничего особенного и отличался от других лишь набожностью и строгой сдержанностью, словно солдат перед военачальником и вассал — перед сюзереном: он всегда стоял, даже во время тяжелых недугов, ни на что не облокачивался, не накидывал капюшона, не смотрел в сторону, не отвлекался. Когда во время странствия он должен был читать молитву, то останавливался, если шел пешком; если же ехал верхом, то спешивался и молился стоя, с непокрытой головой, даже если шел проливной дождь, как было однажды по пути из Рима, когда он до костей промок. Причина этому, как он говорил, была такая — если желудок наш хочет спокойно поглощать пищу, которая вместе с телом станет пищей червей, тем более и душа должна мирно и спокойно принимать свою пищу, то есть — самого Бога.

«О, Господи, пылкой и нежной силой любви Твоей, отвлеки разум мой от всего земного, дабы смог я умереть из любви к Тебе, подобно тому, как Ты удостоился принять смерть ради любви к любви моей»

Молитва Святого Франциска.