Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

Флоренция во времена Джотто

Колокольня собора Санта Мария дель Фьоре. Джотто / www.art-giotto.ru Флорентиец по рождению, Джотто работал чуть ли не во всех крупных городах Италии — от Падуи, Вероны и Милана на севере до Неаполя на юге. Не вызывает сомнения, что он во многом обязан своим формированием римской школе и знакомству с работами Каваллини.

Но не смотря на то, что Джотто жил и работал во многих местах Италии, городом, где он вырос и сформировался как человек и художник, была Флоренция, и именно с флорентийской или тосканской художественной традицией связано его искусство.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства. Флоренция рубежа XIII и XIV веков — это самый передовой, самый политически активный город тогдашней Италии, самый первый и самый мощный очаг культуры и искусства.

Город суконщиков

Флоренция была в ту пору республикой, городом суконщиков; они объединялись в два мощных цеха — Калимала, занимавшийся переработкой грубых сукон, и Лана, вырабатывавший дорогое тонкое сукно. Представители этих цехов и заправляли городом. Крупные фамилии боролись друг с другом за власть. Они составляли так называемое «пополо грассо» (жирный народ). История Флоренции этого периода полна бурными событиями, восстаниями и суровыми расправами. В борьбе с конкурентами, семейства, притязавшие на первенство, пытались опереться на «пополо минуто» (тощий народ), составлявший большинство городского населения.

Белые и черные гвельфы

Две вреждебные политические партии Флоренции в этот период пытались добиться объединения Италии, причем одна из них, «белые гвельфы», рассчитывала при этом на германского императора; они мечтали поставить его во главе империи, центром которой должна была стать Италия; другие — «черные гвельфы» пытались объединить страну вокруг папы, сделав его главой Священной Римской империи.

Никаких документальных свидетельств о политических пристрастиях Джотто не сохранилось, вероятно он стоял в стороне от политических событий, но не безучастным зрителем, людям той поры это не было свойственно. То, что в его произведениях нет прямого выражения его политических взглядов, очевидно, следует объяснять характером живописи — искусства, по самому языку своему более традиционного, нежели литература, и в большей степени связанного иконографическими канонами. События, современником которых он был, не могли не оказать влияния на его творчество, хотя выразилось это в форме более опосредованной.

В 1282 году, когда Джотто был пятнадцати- или шестнадцатилетним юношей, во Флоренции был создан приорат — высший политический совет старших цехов, ставший фактическим органом власти. В 1293 году была принята новая демократическая конституция — «Установление справедливости».

Джотто, очевидно, был в Риме, когда во Флоренции на площади перед церковью Санта Тринита произошла кровавая схватка между сторонниками фамилий Донати и Черки, возглавлявших две враждовавших партии — белых и черных гвельфов.

Доминиканские школы

Население Флоренции находилось тогда под сильным влиянием францисканского движения и другого монашеского ордена — доминиканского. В школу доминиканцев посылали своих детей и те горожане, которые по склонности или в интересах своего дела были членами ордена терциариев, светского, но схранявшего устав св. Франциска. Флоренции, которая первая в истории Европы стала развивать ремесла и торговлю, развивать банковское дело, для облегчения торговли с другими странами была необходима наука, которую ее дети получали в школе доминиканцев, стоявшей в то время на исключительно высоком уровне.

Доминиканцы были нищенствующим орденом, т.е. жили на пожертвования. Если францисканцы были великими благовестниками, обращавшими людей личным примером и эмоциональным призывом, то доминиканцы были великими учеными, которые пытались отвратить людей от ересей путем логического убеждения. Призыв доминиканцев был обращен к разуму человека, францисканцев - к сердцу. Современная система богословия Римской католической церкви была развита доминиканцем Фомой Аквинским (1225-1274).

Доминиканцы были благовестниками и просветителями, теми посредниками, которые распространяли науку, достигшую в других городах Европы и Италии, в Париже, Кельне, Болонье, университетского уровня. Ко всему этому присоединялось еще открытие забытой античной культуры. Взамен хаотического и неорганизованного правового порядка средних веков флорентийским купцам была нужна повсеместно применимая, хорошо разработанная правовая система, которая и была найдена в римском праве. Исследования, касающиеся римского права, естественно, привели к изысканиям и в других областях античной культуры, которые облегчало повсеместное употребление латинского языка, на котором велись как научные исследования, так и преподавание.

Инквизиторская деятельность доминиканского ордена - другая, печальная сторона их работы. В 1233 г именно этот орден получил задание пустить машину инквизиции в ход после того, как она была создана.

Город-коммуна

Флоренция в период юности Джотто была средневековым городом-коммуной и оставалась им еще долгое время после этого. Уже тогда в ней появляются первые ласточки Ренессанса — люди, занимающиеся исследованием и переоценкой античных ценностей. В литературе это Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти, которые послужили примером для Данте. Они не только оценивают античное наследие и следуют ему, но и сплавляют его с новыми индивидуальными интонациями, звучащими в рыцарской лирике Южной Франции. Вместе со своим великим преемником Данте — однолетком Джотто — они создают новый итальянский язык, вернее, заменяют латинский язык его тосканским диалектом.


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru